На главную
 
Статья
 
ЧАША АНДРЕЯ ПОЗДЕЕВА


Запечатленный на кинопленке, он появляется только в конце обоих
 
  
 
фильмов. Худой, изможденный человек с поразительными, какими -то завораживающими глазами. И только в завершение первой ленты звучит его голос. Голос старый, но высокий, с трещиной. Если Вы помните, так любили говорить о Высоцком .Правда, встретиться им на этом свете так и не довелось.
Зато их обоих боготворил Николай Григорьевич Ткаченко. И если Владимиру Семеновичу он мог помочь только также как и миллионы советских граждан - безмерной любовью, то красноярскому художнику Андрею Геннадьевичу Поздееву помог всем. Востоковед, художник - медальер, летом 1990,
 
  
 
оказавшись в мастерской старого сибирского живописца, Ткаченко был настолько поражен мощью поздеевского таланта, что практически прекратил работать сам, а жизнь превратил в служение Поздееву. Так продолжалось до смерти Андрея Геннадьевича в 1998 и все последующие годы. Результатом стало множество выставок, в том числе в Русском Музее и Третьяковке, великолепный трехтомник ' Мир Андрея Поздеева', сотни статей. В конце концов возник даже памятник Поздееву в центре Красноярска- любимое место встречи местных влюбленных. Памятник, который, к слову, Николай Григорьевич терпеть не мог, но без его фантастической деятельности по, как бы сказали в не столь отдаленные времена, ' пропаганде' наследия Поздеева, фигура чудаковатого художника с этюдником через плечо, отлитая в бронзе, вряд ли бы возникла в городе побежденного Енисея.
И еще благодаря Николаю Ткаченко были созданы два документальных фильма об Андрее Геннадьевиче . ' Под знаком Поздеева', о котором уже не раз писали СК и 'Чаша'. Оба снял кинорежиссер Сергей Зайцев.
Сейчас он известен многим прежде всего как автор нашумевшей ленты ' Погибли за Францию', посвященной судьбе участников Русского Экспедиционного Корпуса, воевавшего на полях Шампани во время первой мировой. За этот фильм Зайцев два месяца назад в Калуге получил 'Золотого Витязя'.Когда Ткаченко пригласил его молодого режиссера, заняться Поздеевым, он, конечно, рисковал. За плечами Сергея, ученика
 
  
 
Михаила Туманишвили и Владимира Акимова, был к тому времени фильм ' Лики Отечества' - документальная картина о судьбе русской эмиграции в Тунисе и так до сих пор не вышедшая на экраны игровая лента ' Змея', поставленная по малоизвестному рассказу Грина. Но какая-то благородная интонация присутствовала в работах режиссера, и Николай Григорьевич решился.
Результатом чего стал сначала первый фильм, а потом второй. Но если представление ' Под знаком Поздеева' сначала в Российском Фонде Культуры, а потом в Доме кино, проходило, естественно, при участии Николая Григорьевича, то премьера ' Чаши' прошла в Красноярском
 
  
 
киноконцертном зале ' Пикра' уже без него. Фильм завершался надписью ' Памяти светлой дружбы Андрея Геннадьевича Поздеева и Николая Григорьевича Ткаченко'.
Ткаченко ушел совершенно неожиданно. Ему было всего пятьдесят один. Уроженец полтавской деревни, мощный, энергичный, он только что завершил работу над трехтомником и очень ждал нового фильма. Торопил Зайцева, злился. Он вообще не понимал, что сердцу иногда нужен хоть небольшой отдых.
В первой ленте Ткаченко стал одним из главных действующих лиц. Вместе с Панкратовым-Черным, знаменитым прозаиком Евгением Поповым и режиссером царицынского театра в Москве Александром Каневским они поочередно появляются на экране и вспоминают о чуде общения с
 
  
 
Поздеевым. Между кадрами с их участием под музыку Макса Фадеева идет какой-то яростный и одновременно продуманный калейдоскоп старых фотографий и картин Поздеева и лишь в конце, после слов, прочитанных неповторимым голосом Глузского, появляются кинокадры самого художника. К слову сказать, Михаил Андреевич Глузский очень любил эту свою работу, оказавшейся одной из последних.
Посмотрев ' Под знаком Поздеева', наш известный искусствовед Андрей Толстой сказал, что это лучшая картина о художниках, которую он когда- либо видел.
Сергей Зайцев сразу исключил для себя возможность простого биографического фильма.
 
  
 

Жил живописец, познавший и безпризорщину, и войну, писал картины, как будто за окном был Париж, а не город зеков и строек. Писал, как будто рядом были Матисс или Клее. Умирал, был на грани голода, но все равно создавал свои поразительные и совершенно не укладывающиеся в лоно соцреализма полотна. Прорабатывался за формализм - словом, нормальная история самородка и таланта советского времени.
Режиссер не стал все это пересказывать, а посмотрел на художника со стороны. Глазами тех, кто его знал и любил, кто снимал его на старый фотоаппарат. У зрителя все время остается ощущение загадки, исполинская фигура красноярского мастера, его судьба и творчество складываются постепенно, какими -то вспышками. Это неожиданное перекрестье и
 
  
 
обеспечило успех фильма , снимавшегося, кстати, на крайне ограниченные средства, причем только в Москве. После просмотра почти у любого зрителя возникает непреодолимое желание скорее бежать в какой-нибудь музей или взять в руки альбом ' Сибирского Матисса', чтобы понять, что за удивительный мастер жил в одно время с нами.
Именно поэтому создатели ленты и называли ' Под знаком Поздеева' фильмом - знакомством.
' Чаша' уже снималась в Красноярске. В огромной мастерской Поздеева и в тайге, на его любимой Кузьмичевой поляне. Причем сначала шли съемки, а потом уже возник каркас сценария, который Зайцев сделал при помощи Светланы Малофеевой. Здесь, наряду с рассказом о красноярской жизни мастера, режиссер, также сквозь призму воспоминаний о художнике, попытался приблизиться к самой загадке творчества Поздеева, к тайне его перехода от мощных импрессионистических красноярских пейзажей к холстам на библейские темы.
 
  
 

'Чаша' - знаменитое полотно Поздеева. Чаша - символ крови Христа, которую он передал апостолам на тайной вечере. Кровь, которую он отдал людям за их грехи. Чаша - талант, который жег Поздеева, голос каких- то сфер, тех, что могут услышать только люди его дарования.
И вот эту, какую-то невероятную, почти неземную связь Поздеева с его даром, который гнал его вперед и не давал остановиться, и сумел поймать режиссер. Под музыку Алексея Маркаряна и того же Макса Фадеева, под
 
  
 
воспоминания друзей и близких, в том числе и верной 'Вальчи'- супруги Андрея Геннадьевича Валентины Михайловны, сквозь красноярские панорамы и картины Андрея Геннадьевича мы приближаемся к загадке его Чаши.
Виктор Леонидов.












 
Counter CO.KZ