На главную
 
"МУЧЕНИК СВЕТОТЕНИ"
Александр Алексеев ( 1901-1982)
 




 
  
 


В честь этого удивительного человека проходят кинофестивали и научные конференции, его наследию посвящают свои работы десятки исследователей кинматографа и книжной графики. Имя это всегда упоминается в ряду русских эмигрантов, которые своим творчеством открыли новые горизонты в мировой науке и культуре - Игорем Сикорским, Владимиром Зворыкиным, Марком Шагалом, Александром Бенуа, Михаилом Чеховым. И только в России, на Родине, которую он так безмерно любил и по которой тосковал в Париже, Александр Александрович Алексеев , великий аниматор и художник книги, известен достаточно узкому кругу.



 
  
 




Правда, круг этот далеко не самый простой и ординарный. Своим учителем Алексеева называли наши замечательные мультипликаторы Юрий Норштейн и обладатель ' Оскара' Александр Петров. Другой наш обладатель ' Оскара' Никита Михалков вместе с Еленой Чавчавадзе сделал Александра Александровича главным героем одной из серий своего цикла 'Русские без России'. Фильм назывался 'Александр Алексеев. Русский француз'. Безоговорочным почитателем таланта Алексеева является наш великий музыкант Геннадий Рождественский. Михаил Шемякин часто вспоминал, что именно встреча с Алексеевым в Париже во многом определила его судьбу.


 
  
 


Начало жизни Александра Алексеева мало чем отличалась от трагедии его поколения, драмы русских мальчиков, чье детство и юность были раздавлены 'красным колесом' революции и гражданской войны. Уцелев в мясорубке братоубийственной бойни, они всю жизнь прожили вне своей страны.
Александр Алексеев родился 5 (18) апреля в Казани, в семье военного дипломата и дочери священника. Отец был человеком необыкновенных способностей, знал 37 языков. Ранее детство будущий мастер провел в Константинополе - там Алексеев- старший служил военным атташе при русском посольстве. Но он неожиданно умер во время командировки в Германию. Долго ходили слухи о его убийстве, так как этот человек имел слишком большое влияние и умел убеждать своих партнеров по переговорам действовать в интересах России. И лишь недавно в Российском государственном военно-историческом архиве, в фонде Генерального штаба были найдены документы, четко и ясно свидетельствующие, что Алексеев умер от болезни в августе 1906 года в немецком городе Рейхенхале, и перед смертью писал на имя Николая II и посла России в Константинополе, напоминая , что после него остаются его жена, Мария Никандровна, дочь казанского священника о. Никандра Полидорова и трое сыновей- Владимир, Николай и Александр. Жизнь маленького Саши и его двух старших братьев резко переменилась.


 
  
 



Мать вместе с сыновьями уезжает в Санкт - Петербург. Там Алексеев из уважения к заслугам отца был принят в первый кадетский корпус, располагавшийся в знаменитом Меншиковском дворце. Будущий метр проучился там семь лет - от благословенного 1912 -предпоследнего спокойного года Российской империи до 1917. Тогда он уехал к родственникам в Уфу, где некоторое время занимался в Школе искусств, основанной Давидом Бурлюком. А затем, вместе с другими кадетами, через ледяные степи и разоренные города, едва не погибнув от голода, холода и пуль, Алексеев добрался до Владивостока, откуда на корабле его и других учеников кадетских корпусов вывезли от наступающих частей Красной Армии навстречу полной неизвестности. В набитом до отказа трюме корабля, мучаясь вместе с другими от недостатка еды и воды, он не расставался с блокнотом, беспрерывно набрасывая все происходившее вокруг.
Командир корабля капитан Кислицын , чтобы не погибнуть с голоду, подрядился перевозить на своем корабле грузы. А своим воспитанникам, чья юность начиналась так страшно, разрешил по собственному желанию сойти на берег. Так Александр оказался в Египте.
Он разыскал прославленного мастера Ивана Билибина, расписывавшего в стране пирамид дома богатых греков и православные церкви. Тот оценил рисунки юного изгнанника и дал рекомендательное письмо в Париж к другому 'метру' - блистательному графику и декоратору Сергею Судейкину. Пробравшись на корабль, Алексеев тайком -денег, естественно не было, добрался до столицы Франции.
Его старт был более чем успешным. Фантастическая одаренность юноши вызывала восторг и уважение у окружающих. Лучшие русские режиссеры и антерпренеры Парижа - Балиев, Питоев, Комиссаржевский приглашали его оформлять спектакли. Он стал неплохо зарабатывать, в 1923 женился на актрисе театра Питоева Александре Гриневской. В этом же году у них родилась дочь Светлана.
Но Александр Алексеев отличался качествами настоящего мастера. Этот мастер просто физически не мог останавливаться, пусть даже достигнув, казалось бы, вполне достойных вершин. ' Я думаю, что искусство только тогда является искусством, когда содержит в себе открытие:Иначе художник становится ремесленником, когда он наперед знает, что будет делать', - говорил он. И в середине двадцатых Александр Александрович круто меняет все и посвящает себя книжной иллюстрации.
В русском Париже, где творили Бенуа, Сомов, Бушен, Гончарова, это был поступок практически самоубийственный. Но Алексеев находит свой путь. Он начинает экспериментировать , его работы в технике литографии, акватинты, офорта сразу отмечены самыми суровыми критиками. Одна за другой выходят оформленные им книги - в основном русская и французская классика. Книги Андре Моруа, Жака Кисселя, Гийома Аполлинера, иллюстрации к произведениям Гоголя, Пушкина. Особый резонанс имел цикл литографий по мотивам 'Братьев Карамазовых'.
Александр Александрович все время пытался изобрести какую-то новую технологию. Граверная работа с кислотами привела к тяжелой болезни, дело даже дошло до удаления одного легкого. И там, в больнице, между жизнью и небытием, он вдруг, в каком-то полубреду,увидел то, что сделало его бессмертным в кинематографическом мире. Мастер увидел игольчатый экран.

 
  
 



Как и все гениальное, игольчатый экран не представлял ничего невероятного. Небольшая плоскость из мягкого материала - на ней тысячи иголок. Вы выдавливаете на них ту или иную фигуру и освещаете боковым светом. И все. Но это во многом определило стиль искусства ХХ века, особенно анимации и компьютерной графики.
Сам мастер вспоминал, что на идею обратиться к кинематографу его натолкнули знаменитые фильмы 'Механический балет' Леже и ' Идея' Бартоша. Он стремился выразить нечто свое, уловить дымчатые , неясные силуэты, передать зыбкость и тревожную неопределенность, которую буквально кожей ощущали жившие накануне второй мировой войны.
После нескольких лет работы, в которой, наряду с Гриневской, принимала участие ученица Алексеева, американка Клер Паркер, ставшая впоследствии его второй спутницей жизни, в 1933 на игольчатом экране был создан шедевр мировой анимации - ' Ночь на лысой горе' по мотивам гениальных прозрений Мусоргского. Такого еще не видел никто. Драматические мотивы Мусоргского переплелись с дымчатыми видениями Алексеева. Семиминутный анимационный фильм знаменовал новый этап культуры ХХ века. Трагические изломы сознания и предчувствие катастрофы с потрясающей силой воплотилось в этом чуде.

 
  
 



Тогда же Александр Александрович основал свою студию анимационных фильмов, и в 1935 снял кукольно - игровой фильм 'Спящая красавица'. Заниматься ' чистым искусством' становилось все сложнее', вовсю бушевал кризис, и Алексееву пришлось один за одним снимать рекламные анимационные фильмы.
Началась война, и едва не погибнув на дорогах, забитых толпами беженцев, они с Клер и Гриневской добрались до Испании, а оттуда выехали в США.
Возвращение во Францию состоялось лишь после победы. Триумфальная работа Александра Александровича продолжалась. Огромный резонанс имела его работа по оформлению 'Слова о полку Игореве'. Мастер изобрел новый, электролизный метод офорта. Те, кто брал эти иллюстрации в руки, не могли поверить, что перед ними не натуральные акварели, а тиражируемые отпечатки.
Одновременно Алексеев продолжал создавать фильмы. Сам Орсон Уэллс предложил ему сделать пролог и эпилог к картине ' Процесс' по роману Кафки. Лента эта впоследствии была рядом кинокритиков признана одной из десяти лучших картин ХХ века, но участие мастера из России почти никто не отметил.
Этот поразительный русский художник и режиссер продолжал удивлять всех, кто его знал. Ему мало было изобретения игольчатого экрана, так он разработал еще и новую технику мультипликации - 'тотализацию'. Вместо того, чтобы фиксировать неподвижный предмет в каждом кадре, мастер соединял движущие предметы с помощью сложных маятников. Это была революция в анимации.
В 1963 появился новый шедевр Алексеева - ' Нос', по мотивам Гоголя. Лента снова была сделана на игольчатом экране, но уже под аккомпанемент экзотических азиатских мелодий, исполненных на музыкальных восточных инструментах. Загадочная проза великого писателя обрела совершенно новое обрамление. Необычный звуковой фон еще больше усилил таинственность и завораживающую силу гоголевского гения. После выхода этой 11-минутной картины слава Александра Александровича достигла заоблачных вершин. Он получил самую большую награду, о которой мог мечтать любой кинематографист во Франции - почетный знак фильма высокого качества от Французского национального центра кино. И еще режиссер стал обладателем множества призов. Он иногда сам в них путался: Приз Синема Нуво, приз графа де Лануа на Международном фестивале экспериментального кино в Кнокк ле Зутт (Бельгия), Диплом международного фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене. Список можно продолжать долго.


 
  
 



Следующего фильма пришлось ждать почти десять лет . За плечам маэстро к этому времени были огромные циклы иллюстраций к 'Доктору Живаго', а также к 'Игроку' и 'Запискам из подполья' Ф.М.Достоевского. Сын Пастернака Евгений Борисович вспоминал, что когда в руки затравленному, умирающему отцу принесли книгу, которая принесла ему столько горя и мировую славу, роман, увидевший свет в парижском издательстве 'Галлимар' с иллюстрациями Алексеева, сделанными на том же игольчатом экране, Пастернак сказал, что сам он сделал бы точно также и такое близкое ему воплощение своего произведения видит впервые.
Последними картинами Алексеева стали новые работы по мотивам Мусоргского -'Картинки с выставки' ( 1972) и 'Три темы' (1980). Снова он собрал множество наград, и опять был приз от Национального центра кино, на этот раз с формулировкой 'За высочайшее художественное качество'.
Мастер, невзирая на возраст, был еще полон творческих планов. В его студию на авеню Жана Мулена в Париже все время приходили ученики, художники. Среди них был молодой Михаил Шемякин. Алексеев был человек удивительно добрый, стремился помочь всем, в ком видел хоть искру таланта. И еще он очень тосковал по России, которую воспел в своих фильмах и иллюстрациях.





 
  
 



Все, кому повезло с ним встречаться, вспоминали какую-то старомодную учтивость и вечную тему России, которая не оставляла мастера. С годами он все более тосковал по оставленной Родине и знать не знал, что мать его, слепая и нищая, дожила до глубокой старости в одной из коммунальных квартир на Плющихе.
Внезапная смерть Клер Паркер, с которой он работал рука об руку, подкосила Александра Александровича. 9 августа 1982 года Алексеев скончался.
Осип Мандельштам назвал в одном из своих стихотворении Рембрандта 'мучеником светотени'. Наверное, эти слова, написанные одним гением про другого, очень подходили бы Александру Александровичу. Он тоже все жизнь искал гармонию черного и белого и создал свой невероятный 'театр теней'.



 
  
 




В наши дни очень много для возвращения наследия этого, как многие считают и не стесняются писать и говорить, гениального человек, делают его дочь Светлана, живущая в США и племянница Елена Федотова, уроженка Уфы, ныне жительница Санкт- Петербурга. Уже вышли в свет сборники 'Безвестный русский - знаменитый француз', 'Александр Алексеев: Диалог с книгой', 'Художник книги Александр Алексеев'. Питерское издательство 'Вита Нова' выпустило в роскошном полиграфическом обрамлении 'Братьев Карамазовых', 'Доктора Живаго' и 'Анну Каренину' с иллюстрациями Алексеева. Братья Башмаковы, живущие в Петербурге, издали альбом 'Художник книги Александр Алексеев. Описание собрания книг с иллюстрациями Александра Алексеева и Александры Гриневской из библиотеки М.И.Башмакова'. Имени Алексеева, как и питерский математик Марк Иванович Башмаков, верно служит другой коллекционер- москвич Борис Фридман. В Государственном литературном музее в Москве он провел выставку гравюр великого 'русского француза' и подготовил прекрасный каталог 'Конструктор мерцающих форм. Книжная графика Алексеева из собрания Бориса Фридмана'.
В Санкт -Петербурге и Москве состоялись ряд вечеров и прошло несколько экспозиций, посвященных творчеству Алексеева. Были сняты два документальных фильма о нем. Но все равно, этот поразительный мастер не получил на Родине и малой доли того признания, которое давно заслужил во всем мире.


http://video.yandex.ru/users/aliansgroup-nsk/view/36/#
ФИЛЬМ об Александре Алексееве


Виктор Леонидов
Главный библиограф Дома русского зарубежья
имени Александра Солженицына,
кандидат исторических наук
 
Counter CO.KZ