На главную
 
РЮРИКОВИЧ
 
Рюрикович

Книга Н.Д.Лобанова - Ростовского.

Лобанов - Ростовский Н.Д. Эпоха. Судьба. Коллекция.- М.: Русский Путь, 2010 - 584 стр.


 
  
 






Этого высокого, элегантного человека очень хорошо знают искусствоведы, работники музеев, а также те, кто занимался серьезными финансовыми вопросами в советские времена. Знают банкира, геолога, но, главное, коллекционера, спасшего огромный пласт русского искусства ХХ века.
Когда -то, вскоре после окончания Второй мировой войны, он, тогда еще совсем мальчик, вышел из болгарской тюрьмы. Его отец, потомок великого князя Рюрика - Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов- Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в то время в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы гражданской представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы - террор против всех 'белобандитов' на территории коммунистической Болгарии был жесточайший.


 
  
 

Н. Лобанов в мантии почетного доктора Российской академии художеств,
Санкт-Петербург, 9-го октября 2003 г.




И вот их сын, Никита Лобанов - Ростовский, пока родители находились в тюрьме, жил у своей няни, работавшей посудомойкой в Русском клубе.
Ее муж, бывший офицер Белой армии, там же служил ночным сторожем. И хотя пригрели они сына бывших хозяев как родного, есть все равно было нечего. И маленький Никита собирал окурки на улицах, потом раздирал их и продавал цыганам по килограмму. А еще чистил ботинки на улицах. В нем всегда была поразительная воля и умение добиваться результата. А тогда цель была одна - спасти себя и мать.
Отец освободился из тюрьмы, но вскоре вышел из дома за молоком в соседний магазин и не вернулся. На дворе стоял 1950 год, и иллюзий ни у матери, ни даже у маленького Никиты не было. Но надежда оставалась, которую окончательно и через много лет похоронили официальные власти уже новой, свободной Болгарии. Никита Дмитриевич, к тому времени знаменитый на весь мир коллекционер русского искусства, банкир, специалист по геологоразведке и алмазному делу, получил справку, что его отец был расстрелян в спецлагере города Пазарджик 13 октября 1948 года.
И тем не менее сын, которому, казалось, суждено было также сгинуть, сумел уцелеть. И не просто выжить, а спасти несметные сокровища русского искусства и в конце концов передать их в Россию
Подобно герою фильма ' Восток - Запад', он знал, что убежать из коммунистической Болгарии можно было только вплавь, брассом - единственным стилем, позволявшем видеть происходившее вокруг. И Никита Лобанов - Ростовский стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако на столь опасный путь пойти не пришлось.
Спас дядя, один из ближайших соратников де Голля среди русских, Николай Васильевич Вырубов, работавший в Комиссариате ООН по беженцам и будущий классик Роман Гари - он был заместителем посла Франции в Болгарии. Они пригрозили задержать эшелон с гуманитарной помощью, если им не будут выданы русские, практически бывшие на положении заложников. Так Никита и его мать оказались на Запае.



 
  
 


Н. Лобанов и отец Павел, Афон, август 2000 г.




О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм - получился бы ничуть не менее интересным, чем ' Лоуренс Аравийский'. Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку , посвященную Дягилевским сезонам. Выставку, которая определила всю его жизнь - так он был зачарован русским искусством. Затем последовали Геологический факультет Колумбийского Университета в Нью -Йорке, работа в Южной Америке. Потом - карьера финансиста, пост вице - президента банка Уэллс Фарго в Сан - Франциско - там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. И почти десять лет он занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне.
Из всего вышеперечисленного понятно, что вся эта сумасшедшая карьера стоила огромной, неистовой работы и учебы. Поскольку свою линию жизни Никита Дмитриевич выстроил сам. Но была в его судьбе 'одна, но пламенная страсть' - собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей.
Сегодня, когда изданы огромные каталоги, когда выставка ' Русское театрально - декорационное искусство1880-1930-х из собрания Никиты и Нины Лобановых - Ростовских'' в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина стала событием в истории русской культуры равносильным знаменитой выставке портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году, когда в России опубликованы десятки статей и интервью, посвященных Лобанову - Ростовскому, не перестаешь удивляться феномену этого поразительного человека.


 
  
 


Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский передал в дар Культурному центру 'Дом-музей Марины Цветаевой' картину русского живописца и графика Александра Яковлева (портрет Саломеи Николаевны Андрониковой и Ашени Манучаровны Меликовой), приобретенную князем на аукционе Сотбис.




Собрание Никиты Дмитриевича началось в 1959 году. В США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету ' Петрушка' за 25 долларов. Сегодня, конечно, в это трудно поверить. А жена Лобанова -Ростовского приобрела эскиз декораций Александра Бенуа к тому же спектаклю за 100 долларов. С этого все и началось. Началась коллекция, сегодня состоящая из сотен произведений русского искусства мирового значения и ныне приобретенная фондом 'Константиновский' для конгресс -центра в Стрельне. Собрание это уже было представлено в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт -Петербурге.
Ядро коллекции - театральные эскизы эпохи Серебряного века. Ведь и 'мирискусники', и авангардисты любили работать в театре. И, конечно, графика, на которую был так щедр недавно завершившийся век.
Причем Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, ' гребущих' исключительно для себя. Он все время устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи и о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, где, к примеру, были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина, и в Доме -музее Марины Цветаевой в Москве - туда князь преподнес в дар чудесный портрет легендарной Саломеи Гальперн работы Александра Яковлева. Список продолжать можно очень долго.
И вот сегодня мы можем еще приблизиться к этому поразительному явлению - Никите Дмитриевичу Лобанову -Ростовскому. Только что в московском издательстве ' Русский Путь' вышел огромный, в 584 страницы, великолепно оформленный том 'Никита Д.Лобанов - Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция.'
Более 600 иллюстраций, из них свыше 200 -в цвете. 1240 позиций в указателе имен. Биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о тех, с кем он сталкивался на дороге жизни - художниках, коллекционерах, советских чиновниках, русских эмигрантах. Приведены статьи Никиты Дмитриевича в прессе, рецензии на его выставки и книги, много внимания отдано переписке Лобанова с различными учреждениями. Мы видим ту неустанную борьбу, которую он вел за создание Музея личных коллекций, и которую ведет сейчас за появление в России Национальной Портретной галереи. Мы можем познакомиться с мыслями Лобанова -Ростовского о экономике и культуре России. Но, главное - погружение в мир целого пласта великих произведений нашего искусства, спасенных этим человеком - легендой. Рюриковичем. Никитой Дмитриевичем Лобановым - Ростовским.

Виктор Леонидов
 
Counter CO.KZ