На главную
 
Статья "Возвращение "Родины"
 
Виктор Леонидов


Возврашение ' Родины'.



1954 год. Только что умер Сталин, о крахе системы социализма и СССР может мечтать разве что только сумасшедший. А в далеком американском штате Нью - Джерси, на окраине города Лейквуд, собираются русские эмигранты. В основном бывшие офицеры. Инициатором встречи был бывший вахмистр 12-го уланского Белгородского полка, сын крупного ставропольского землевладельца Николаем Андреевичем Ковура. Уже тогда у этих людей не было никакого сомнения, что когда - нибудь Россия снова будет свободной, и что они должны хранить и передавать детям и внукам наследие своей любимой страны, о которой те имели представление лишь по книгам и рассказам старших. Результатом собрания стало решение о создании культурно - просветительного и благотворительного общества. О названии долго не спорили. Конечно - Родина.
' Основная цель общества ' Родина' - объединение всех выходцев из России и их потомках на принципах : взаимопомощи, общности духовных и культурных интересов без различия расы, национальности, происхождения и религии, помня, что в единении - сила!'. Так было записано в уставе общества.
Интересно, что одной из задач, также зафиксированных в основополагающих документах, стал собирание реликвий русской истории и культуры, по тем или иным причинам оказавшихся за границей. И что самое поразительное, основатели общества записали черным по белому - когда Россия станет свободной, то ценности эти должны быть переданы на Родину. Кто- бы мог подумать, что через сорок три года пожелание это будет выполнено.
А через два года Николай Ковура уже открывал большое здание ' Родины'. С просторными залами, сценой, библиотекой, помещениями под выставки. Совсем рядом красовался большой собор Святого Александра Невского, также выстроенный в последнее время. В своей речи Николай Андреевич много говорил о значении этого события, о том, что появилась еще один островок России за ее пределами, за границами страны, которую они так любили.
' Родина' - малый осколок Родины - России. Родина - сколько тепла таится в этом слове. Я не помню, кто сказал: ' Истина, Мать и Родина произносятся только чистыми устами'. Поэтому прошу помогать, оберегать, а, если нужно, и защищать ее'.
Почти сразу же в новом здании заработала русская школа, при которой был создан ' Кружок русской культуры'. Фактически это был целый факультатив. Затем было объявлено о создании спортивного клуба ' Витязь'. Естественно, начала складываться библиотека. Работали театральные, художественные студии. ' Родина' щедро предоставляла свои помещения для съездов русских кадет, Общества военных инвалидов, Георгиевских кавалеров. Беспрерывным потоком шли благотворительные вечера в пользу больных и престарелых соотечественников.
Наверное, уже всего вышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы отдать низкий поклон этим людям, сумевшим отстоять свою страну и свою культуру на чужой земле. Но ' Родина' была не только обшеобразовательным и духовным центром. Лейквуд на долгие годы превратился в один из главных музеев русской эмиграции.
Начало ему положил человек неистощимой энергии, из тех, кого исстари называли подвижником - Всеволод Павлович Стеллецкий.
Первыми экспонатами музея стали погоны Крымского и Владикавказского корпусов, ассигнация достоинством в сто рублей, 10 - копеечная монеты и портреты Корнилова и Деникина. А дальше пошло. Буквально хлынул поток даров. Одно за другим ' Родина' приняла собрания Музея Николаевского кавалерийского училища - знаменитого военно-учебного корпуса, который в свое время еще заканчивал Лермонтов, Музея русской конницы, Музея Константиновского артиллерийского училища, лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Музея морского объединения. В Америку их присылали русские эмигранты со всего мира. Перечислить всех. кто помог становлению собрания, просто невозможно. Здесь можно вспомнить и князя С.С. Белозерского, и председателя Союза георгиевских кавалеров генерала В.Г. Харжевского, и многих, многих других.
Прошло еще несколько лет, и в 1967 году княжна Вера Константиновна перерезала ленточку на торжественном открытии музея.
Естественно, большой раздел там был посвящен истории русского императорского дома. Здесь были автографы царя - миротворца Александра Ш, и рескрипты последнего русского императора, и коллекция пасхальных яиц, принадлежавшая семье Николая П. Материалы все были фантастической ценности - чего стоили, к примеру, записки, которые великие княжны посылали из-за штыков красноармейской охраны или подлинные письма последней русской императрицы. Или альбом генерала Александра Сыробоярского с фотографиями Александры Федоровны и ее дочерей во время работы в военном госпитале в годы первой мировой войны. Или другой альбом, цены которому просто нет - свод фотографий, сделанных во время расследования колчаковским представителем Соколовым обстоятельств казни царской семьи.
Дальше перед посетителями открывался зал военной истории, вход в который предваряли манекены в форме Императорской гвардии. Рядом с большой панорамой Бородинского сражения располагались военный и казачий отделы. Над витринами со множеством наград и значков висели массивные гербы Донского, Кубанского, Терского и Астраханского казачьих войск.
Вдоль прохода стояли шкафы с фуражками всех российских полков и подразделений, витрина орденов, полученных русскими в иностранных формированиях. Отдельно была представлена коллекция оружия, в том числе старинных шашек, кинжалов и пистолетов.
А в какой восторг приходили посетители морского зала! Под образом Николая Чудотворца лежал Морской устав 1709 года. А за витринами с наградами и знаками отличия всего Российского Флота стояли миниатюрные модели ботика Петра Великого и других судов. А за ним возвышался двухметровый макет ' Варяга', подаренный оркестром русских балалаечников из Филадельфии. К слову, сам легендарный крейсер был построен на филадельфийской верфи по заказу правительства России.
Ну, а для описания художественной галереи ' Родины' восхищенных слов может просто не хватить. Стараниями многих русских коллекционеров и антикваров, живших в Америке, в том числе бывшего секретаря Дягилева Николая Гришковского, в ' Родине' были представлены полотна Айвазовского, Нестерова, Грабаря, председателя ' Союза русских художников' Виноградова:
В 1979 году, на 25- летнем юбилее ' Родины', обращаясь к многочисленным русским эмигрантам, приехавшим на торжества, Стеллецкий сказал:
' Я считаю, что удалось создать то, что мы имеем, благодаря двум причинам.
Доверие ко мне и Ваша жертвенность. Только это дало возможность создать наш чудный музей'.
Нет сомнения, что это был лучший русский исторический музей за пределами России. Как и вообще один из ведущих духовных и культурных центров русского изгнания.
Перечислять все, что было сделано ' Родиной', совершенно бессмысленно. Издание книг, многочисленные благотворительные акции, праздники, а, самое главное, сохранение памяти о своей стране.
Время шло. С какой-то калейдоскопической быстротой исчезла система социализма, а за ней и казавшийся непоколебимым Советский Союз. И все чаще вспоминалось о решении Совета Старшин ' Родины'. О том, что все сбереженные богатства должны быть возвращены в Россию.
Надо сказать, что такие условия вовсе не были редкостью при создании центров русского зарубежья. Потому что русские эмигранты всегда служили Родине. Автор этой статьи своими глазами видел черновик завещания знаменитого исторического романиста Марка Алданова, где черным по белому написано, что материалы Бахметьевского архива, который был организован им и другими известными эмигрантами, должен быть передан России после падения коммунизма. Однако более чем сомнительно, что это пожелание будет когда- нибудь выполнено.
С ' Родиной' все получилось по другому.
Палящим июлем 1993 года в Центральном музее вооруженных сил в Москве открылась выставка ' Россия в двух войнах', на открытии которой присутствовал председатель ' Родины' Олег Круминс. Для этой экспозиции были предоставлены и некоторые реликвии из Лейквуда. Выставка и огромный интерес к русскому зарубежью настолько поразили Круминса, что было принято решение оставить драгоценные экспонаты Музею вооруженных Сил.
А дальше пошло. Между Музеем и ' Родиной' возникла настоящая дружба. Директор Музея Александр Никонов побывал в Лейквуде и началась постепенная передача бесценной коллекции в Россию.
Но речь шла об огромном собрании, и такая передача через океан - дело более чем непростое. И здесь на помощь пришел Российский Фонд Культуры.
Главную скрипку в деле возвращения сыграла Директор Президентских Программ Фонда Елена Николаевна Чавчавадзе. Огромную помощь, естественно, оказал и Президент Фонда Никита Сергеевич Михалков.
Вместе с сотрудниками Музея Вооруженных Сил Елена Николаевна сама все паковала, проводила необходимые переговоры. Груз реликвий ' Родины' составлял три тонны. Перевозка его в Россию была очень сложна. Но все хорошо, что хорошо кончается, и августом 1998 года во двор Фонда Культуры въехал грузовик с огромным контейнером.
Немедленно началось тщательное описание коллекции, и, естественно, такие сокровища долго не могли оставаться в запасниках. Пошло победное шествие материалов ' Родины' по бесчисленным статьям, книгам, теле и радиопередачам. Архивные документы, мемориальные вещи, книги, картины были представлены на десятках выставок, подготовленных Музеем вооруженных сил и Российским Фондом Культуры. Неоценимую помощь оказали они при подготовке многосерийного фильма ' Никита Михалков: Русский выбор' - огромного телевизионного полотна, посвященного судьбам российских изгнанников так называемой ' первой волны'.
Нельзя не вспомнить недавно покинувшего нас замечательного историка флота Владимира Викторовича Лобыцына, подготовившего по материалам 'Родины' ряд книг, в том числе уникальный ' Мартиролог русской военно - морской эмиграции' - сведения о более чем тысяче офицерах и моряках России, закончивших свою жизнь за границей после гражданской войны.
Вообще такого грандиозного возвращения русского наследия из-за рубежа не было очень давно. Обретение ' Родиной' Родины - событие огромного значения. Бесценная коллекция, хранящаяся ныне в Российском Фонде Культуры и Музее Вооруженных Сил, а также частично переданная в другие архивы и музеи - к примеру, в Военно-морской музей и Архив Военно - морского флота, продолжает служить тому, ради чего она создавалась. России.


















 
Counter CO.KZ